Jump to Navigation

Учебные предметы, предусмотренные образовательными программами

Основное образование

На второй ступени обучения создаются условия для формирования базовых компетенций личности учащегося, для развития его склонностей, интересов, пробы возможностей в различных областях, подготовки к социальному самоопределению и продолжению образования на третьей ступени обучения. В основной школе для обучающихся создается ситуация выбора и познавательной ориентации через системы предпрофильной подготовки и дополнительного образования.        

Образовательная область «Филология» включает предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык».

«Русский язык» является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе общего образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для формирования общеучебных умений, способов деятельности. Также обеспечивается развитие различных видов речевой деятельности и речемыслительных способностей учащихся. В процессе изучения русского (родного) языка и литературы совершенствуются и развиваются коммуникативные умения, обеспечивающие социализацию школьников.

Цель литературного образования – формирование у обучающихся внутренней потребности в общении с книгой, навыков анализа текста, совершенствование устной и письменной речи. 

Учебный план школы предусматривает реализацию программы по иностранному языку в 7-9 классах из расчета 3 часа в неделю. Особое внимание уделено развитию умений учащихся по всем видам речевой деятельности, познавательной и коммуникативной культуры личности.

Преподавание предмета «Математика» в основной школе предполагает реализацию следующих компонентов: алгебра, геометрия с написанием рабочих программ по отдельности.  Содержание предмета «Математика» в 7-9 классах характеризуются повышением теоретического уровня обучения, усилением теоретических обобщений и дедуктивных умозаключений, прикладной направленностью, обосновывающей возможность применения математики к изучению смежных предметов: «Физика», «Химия», «География», «Информатика и ИКТ».

Изучение информатики и ИКТ в основной школе способствует формированию у школьников системно-информационного подхода к анализу окружающего мира. Учащиеся 7-9 классов осваивают методы  и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, необходимые во всех областях практической деятельности человека.

В процессе изучения учебного предмета «История»  формируется система знаний об истории человеческого общества, месте в ней России, а также ценностные ориентации и убеждения школьников, развивается их гуманитарная культура. В 9 классе на изучение данного предмета выделено 2 часа в неделю.

Курс обществознания в 7-9 классах обеспечивает подготовку школьников к изучению предметов «Обществознание», «Экономика», «Право» и позволяет создать условия для формирования первоначальных основ нравственной, правовой и экономической культуры.

Образовательная область «Искусство» представлена в учебном плане основной школы предметами: интегрированный курс «Искусство (Музыка. Изобразительное искусство)» (7-9 класс). Особенностью реализации предметов данной образовательной области в 7-9 классе является  интеграция знаний с  целью эстетического развития учащихся, расширения сферы их познавательных интересов, самовыражения и саморазвития.

В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» изучение учебного предмета «Технология» на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

·      освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

·      овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

·      развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

·      воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

·      получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Изучение учебного предмета «Технология» в 7-8 классах построено по модульному принципу с учетом возможностей общеобразовательной организации. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ учебного предмета «Технология» изучается в рамках следующих направлений:

·       «Индустриальные технологии» («Технология. Технический труд»);

·       «Технологии ведения дома» («Технология. Обслуживающий труд»);

Каждое направление включает в себя базовые и инвариантные разделы. Выбор направления обучения не проводится по половому признаку, а исходит из образовательных потребностей и интересов обучающихся.

При приведении в соответствие содержания учебного предмета «Технология» в 7-8 классах общеобразовательных организаций модульный принцип построения рабочих программ учителя позволяет  реализовывать указанные направления с 7 классов или в 8 классе, независимо от того, когда началось изучение учебного предмета «Технология» в рамках указанных направлений.

В связи с отсутствием оборудования и соответствующих инструментов осуществление учебного процесса проводится по модульному принципу с учетом корректировки тематического планирования в рабочей программе учителя.

В рамках обязательной технологической подготовки обучающихся 8 класса для обучения графической грамоте и элементам графической культуры в рамках учебного предмета «Технология» обязательно изучение раздела «Черчение и графика», в том числе с использованием ИКТ.

Часы учебного предмета «Технология» в 9 классе передаются в компонент общеобразовательной организации для организации предпрофильной подготовки обучающихся (элективные курсы по профориентации и экономике).

Учащиеся имеют возможность проявить свои склонности, способности в изучении  курса, подготовится для осознанного выбора профиля обучения в старшей школе. Ориентационные  курсы по выбору необходимы для профессиональной ориентации школьников. Изучение курсов по выбору предполагает учебные практики, разработку проектов, ведение исследовательской деятельности. Основной формой занятий на курсах по выбору является модель гибкого класса, позволяющего максимально учитывать интересы детей.      

Основным результатом предпрофильной подготовки должна стать фиксация интереса выпускника основной школы в отношении продолжения образования (выбор профиля) и предварительного профессионального интереса (определение условного сегмента рынка труда, на котором предполагается себя реализовать). 

Оценивание элективных курсов происходит в форме дифференцированного зачета. Количество зачетов определяется рабочей программой учителя.

Образовательная область «Физическая культура» реализуется на второй ступени обучения через предметы:

·       «Физическая культура»

·       «Основы безопасности жизнедеятельности».

 

Среднее образование
Образовательный процесс на третьей ступени ориентирован на  получение полноценного образования в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями учащихся, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием.
Вариативность содержания обеспечивается за счет выбора курсов школьного компонента. Ответственность за свой выбор образовательной траектории, его аргументация являются показателями способности выпускника школы профессионально самоопределиться в отношении направления продолжения образования.
   В соответствии с образовательным заказом учащихся  и их родителей учебный план составлен для универсального обучения в 10-11 классах и   не предполагает профилизацию.
  Реализация образовательной программы в старшей школе  предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся за счет использования проектных методов обучения и форм организации деятельности, активно применяемых в системе высшего профессионального образования: лекции, семинары, тренинги, практикумы и др.
Образовательная область «Филология» в учебном плане представлена предметами: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык». Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации является теми характеристиками личности, которые обеспечивают успех выпускника практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации.
     В рамках предмета «Математика» развиваются содержательные линии: алгебра, геометрия; вводится модуль «Начала математического анализа».
Значительное внимание в старшей школе уделяется построению и исследованию математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач смежных дисциплин. Подготовка школьников к итоговой аттестации по математике предполагает обобщение и систематизацию знаний не только за курс 10-11 классов, но и основной школы.
     Курс «Обществознание» в 10-11 классах, приобщает учащихся к гражданской культуре, освоению начал правовых, социологических, политологических, культурологических знаний, создающих возможность для освоения молодыми поколениями основных социальных отношений, умения отстаивать свои права, вести диалог, находить содержательные компромиссы, использовать возможность правовой системы государства.
Критериями качества исторического образования выпускника средней полной школы являются: сформированность умений анализировать, объяснять, оценивать исторические явления и развитие коммуникативной сферы учащихся. Учебный предмет «История» изучается в 10-11 классах в объеме, предусмотренном базисным учебным планом.
Учебный предмет «География» изучается в  10-11 классах в объеме 1 недельного  часа инвариантной части учебного плана.
Преподавание предметов образовательной области «Естествознание»: «Физика», «Химия», «Биология» в старшей школе предполагает знакомство с методами научного познания окружающего мира, постановку проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Для усиления практической направленности в изучении предметов естественнонаучного цикла, обеспечения образовательных запросов старшеклассников федеральный компонент учебного плана  по данному циклу дополнен курсами предметов «Химия» и «Биология» школьного компонента по 1 часу.
  Основными целями  курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе является формирование системных знаний для обеспечения  информационной культуры выпускников; приобретение учащимися опыта коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда. В соответствии с ориентацией образовательной программы школы на формирование информационной компетентности выпускника средней школы.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на начальной и основной ступенях общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры связан со спецификой предмета, выходом на творческую составляющую человеческой деятельности, в рабочей программе упор сделан на деятельные формы обучения учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.  Учебный предмет «Мировая художественная культура» изучается в 10-11 классах в объеме 1 часа в неделю.
Образовательная область «Физическая культура» традиционно представлена предметами: «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Преподавание предмета «Физическая культура» осуществляется в объеме 3-х часов инвариантной части учебного плана. В соответствии с изменениями в базисном  учебном плане РФ преподавание предмета «ОБЖ» ведется в объеме 1 часа в неделю в 10-11 классе. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»).  

 

 

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.


Dr. Radut Consulting